Вопреки протестам коренного населения, администрация Омска продавливает установку бюста «покорителю»
В День города, 6 августа, мэрия Омска планировала открыть бюст атаману Ермаку Тимофеевичу — еще бы, ведь с инициативой выступило созданное по указу Путина российское военно-историческое общество. Однако местные татары полны решимости помешать этому — поставщик бюста Михаил Сердюков, который подарил Казани памятники Зорге и Державину, уже готов отступиться. Тем временем всемирный конгресс татар, к которому жители Сибири обратились за поддержкой, безмолвствует.
Представители татарской культурной автономии высказались против установки памятника Ермаку в городском парке Омска
«ПРИЗЫВАЕМ ВАС НЕ БЕРЕДИТЬ РАНЫ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ»
Нешуточный скандал разразился накануне в информационном поле Омска, докатившись и до Казани, — представители татарской культурной автономии высказались против установки памятника Ермаку. Сибирские татары — коренной народ этих краев — обратились к губернатору области и главе городской администрации с просьбой не устанавливать в омском парке бюст «покорителю Сибири» XVI века Ермаку Тимофеевичу, уничтожившему, по некоторым данным, до 80% сибирских татар.
«Совет татарской национальной культурной автономии заявляет, что сибирские татары выступают против установки данного памятника, так как это оскорбляет национальные чувства представителей коренного населения Сибири — сибирских татар, — говорится, в частности, в обращении. — Призываем вас не бередить раны народной памяти и создавать мемориалы, не изображающие „героев“ и „антигероев“, призывающие к взаимопониманию и уважению, что нам, гражданам России разных национальностей, так нужно!» Под письмом стоят 150 подписей.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», памятник Ермаку торжественно открыть собирались 6 августа — в День города, а установить его в запланированном месте и того раньше — 29 июля. К слову, постамент памятника уже готов и нашел свое место в парке. На его фоне национальные активисты записали еще и видеообращение к руководству города.
«К сожалению, мы поздно узнали о желании руководства города установить памятник. Решение было принято в конце июня, а узнали мы уже в июле. Информация об этом не очень распространялась — по ТV, по радио вкратце сообщили, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ заместитель председателя национально-культурной автономии татар Омской области (НКАТ)Розалия Сайганова. — Собрали подписи тех, кто против, — около 150, отдали в мэрию 11 июля. Нам сказали ждать официального ответа через месяц, то есть не раньше 11 августа, а установка бюста запланирована на 29 июля, официальное открытие — в День города Омска, 6 августа. Мы не успеваем. Бюст готов, осталось привезти и поставить».
Резонанс, вызванный обнародованием письма в прессе, вызывал негативную реакцию в городской администрации Омска, говорит Сайганова. «Сегодня [26 июля] мне позвонили из отдела по работе с национально-культурными организациями мэрии и вызвали. Сказали: «Вы самовольничаете, очень плохо поступили. Надо было посоветоваться с нами, мы бы нашли другие подходы». А какие подходы могут быть найдены, если уже все решено? Нас же никто не спрашивал. В мэрии меня заверили, что Ермак не такая личность, чтобы ради него будоражить общество. Оказалось, что не они, которые устанавливают бюст, а мы, которые против, будоражим общественность. Завтра меня вновь вызывают, соберутся историки, представитель областного правительства, мэрии. Окончательного решения пока не принято. Но сейчас нас обвиняют в том, что мы вынесли проблему в общественное пространство», — сообщила нашему корреспонденту зампредседателя НКАТ Омской области.
Розалия Сайганова: «К сожалению, мы поздно узнали о желании руководства города установить памятник. Решение было принято в конце июня, а узнали мы уже в июле»
Любопытно, но спустя некоторое время новости о недовольстве татар по поводу установки памятника Ермаку стали исчезать с некоторых местных новостных сайтов. По данным «БИЗНЕС Online», где-то — по оперативным заявлениям от Роскомнадзора, представители которого нашли в распространении мнения сибирских татар по поводу Ермака признаки экстремизма, а где-то — по настоятельной просьбе мэрии города.
«НЕ НАДО ВЫДУМЫВАТЬ НОВУЮ ИСТОРИЮ — ЕРМАК В ОМСКЕ НИКОГДА НЕ БЫЛ!»
Интересно, что это не первая подобная история. С такими же проблемами сталкиваются и татары Тюмени. К слову, местечко Искер, где два года жил в оккупации Ермак, и часть реки Иртыш, в водах которой, как считается, он утонул в 1585 году в ходе боя с войском хана Кучума, находятся именно в Тюменской области. Здесь уже на протяжении 9 лет проходят научно-практические конференции и ежегодный «Искер-джиен». Инициатором и организатором мероприятия выступает Луиза Шамсутдинова — председатель региональной татарской общественной организации «Наследие Тюменской области».
«Портрет Ермака Тимофеевича» (работа неизвестного художника)
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Onlinе» она отметила, что установку памятника Ермаку, который хотели поставить в Тюмени в июле текущего года, пока отменили. «Потому что мы восстали, вся общественность Тюменской области выступила против. У нас в Тобольске хотят поставить, несмотря на то что там уже есть памятный знак покорителю Сибири. Нас провоцируют каждый год, мы как на пороховой бочке сидим, как перед быком красной тряпкой машут. Без конца! У нас в Тобольске был такой опыт, Ермаковские бои хотели показать на Чувашском мосту, то есть театрализованно показать, как Ермак покорил Сибирь. Тогда к нам в руки попала концепция проведения боев — там русских детей должны были усадить с одной стороны, татарских — с другой. То есть изначально было противостояние. Когда мы об этом узнали, мы ходатайствовали, писали, аргументировали, приводили исторически справки, что нельзя так делать, что в России бок о бок живут две национальности. Получается, что вы нас друг другу противопоставляете изначально. Это была война среди собственных народов. Тогда от этой идеи отказались», — рассказывает Шамсутдинова.
«С Омском мы не на связи, но готовы им помочь, — заверила она корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Тюмень готова поддержать Омск, потому что нельзя так делать. Во-первых, собственный народ держать в ежовых рукавицах, противопоставляя два коренных народа… Во-вторых, искажать историю. В-третьих, татары и русские являются государственно-образующими народами. И не надо выдумывать новую историю — Ермак в Омске никогда не был, он до данного города не дошел, его история закончилась в моей родной деревне! А от моей деревни до Омска еще 550 километров! Эта история известна нам не только по летописям, но и по устному преданию», — подчеркивает Шамсутдинова.
АВТОР БЮСТА НЕ ОЖИДАЛ ТАКОЙ РЕАКЦИИ
Автор бюста Ермаку Михаил Сердюков — идеолог проекта «Аллея Российской Славы». Тот самый, с чьей подачи в Казани был установлен бюст разведчика Рихарда Зорге, в открытии которого принял участие премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Приложил руку Сердюков и к бюсту поэта Державина, который открыли на прошлой неделе в Лаишевском районе РТ в присутствии патриарха Кирилла. В его ближайших планах — дар КФУ в виде бюста Мусы Джалиля у памятной стены почета героям и участникам Великой Отечественной войны. «Во время открытия бюста Гаврилы Державина мы тепло пообщались с ректором КФУ Ильшатом Гафуровым, очень приятный и порядочный человек, и выбрали местоположение для бюста поэта Мусы Джалиля», — сообщил Сердюков «БИЗНЕС Online».
«Инициатива не моя, а представителей Омска. А бюст дарю я. Они сами вышли на меня с этой инициативой, а также, если не ошибаюсь, представители российского военно-исторического общества. Они оплачивают постамент, я дарю бюст», — рассказал Сердюков о вызвавшем скандал монументе. Сам он о резонансе вокруг памятника узнал от нашей газеты и был сильно удивлен: «У нас много неоднозначных личностей, смотря с какой стороны смотреть. Например, Александр II кому-то нравится, кому-то — нет. Я согласен, нам ни в коем случае не надо раскачивать межнациональные отношения. Здесь, наверное, стоит поступить мудро. Я сейчас буду открывать Иоанна Васильевича III в Нарьян-Маре. Вот как относиться к нему — к деду Ивана Грозного? К Ермолову как относиться, он Кавказ присоединил? Его мы поставили в Ставрополье в Казачьей кадетской школе. Потому нужно подходить к этому разумно».
Михаил Сердюков: «Инициатива не моя, а представителей Омска. Они оплачивают постамент, я дарю бюст»
При этом меценат подчеркнул свое расположение к татарам и Татарстану: «Я вообще благодарен Минтимеру Шаймиеву за то, что он не раскачивал Россию-матушку 25 лет назад!»
Отметим, что российское военно-историческое общество (РВИО), которое выступило инициатором установки памятника, — весьма известная организация, созданная в 2012 году указом президента РФ Владимира Путина. Пост председателя занимает министр культуры РФВладимир Мединский, а попечительский совет возглавляет вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Также в него входят министр обороны РФ Сергей Шойгу, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, экс-глава ФСО Евгений Муров, глава ГК «Ренова» Виктор Вексельберг, основной акционер АФК «Система» Владимир Евтушенков и т. д. Научный совет общества возглавляет экс-председатель ЦИКа Владимир Чуров. Общество достаточно активно устанавливает памятники историческим деятелям по всей России, что нередко вызывает споры. Широкий резонанс, в частности, вызвала история с установкой монумента князю Владимиру в Москве, а настоящий скандал вызвало открытие в Санкт-Петербурге мемориальной доски главе финского государства Карлу Маннергейму, который совместно с Вермахтом обеспечивал блокаду Ленинграда.
Любопытно, но по ходу подготовки материала Сердюков уже сам перезвонил в редакцию «БИЗНЕС Онлайн» и сообщил, что позвонил полковнику в отставке Ростиславу Мединскому, отцу федерального министра культуры, который является еще и советником сына в РВИО. «Тему сняли. Бюст ни в коем случае открываться не будет. Не нужно давать повод для малейшего раскачивания лодки. Если общественное мнение настолько против, то нет комментариев», — сообщил Сердюков.
Между тем уже сегодня в омском парке постамент находится под охраной нанятых чоповцев, а рядом разбили палатки представители патриотического клуба «Служилые люди Сибири». Обстановка накаляется…
«БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.
«ЕРМАК СИБИРЬ НЕ ПОКОРЯЛ. И ВООБЩЕ В ЕГО ВОЙСКАХ БЫЛО РАСПРОСТРАНЕНО ЛЮДОЕДСТВО»
Эксперты нашей газеты оценили сложившуюся ситуацию. Отметим, что «БИЗНЕС Online» не удалось получить оперативный комментарий от руководства всемирного конгресса татар. Видимо, на высоком политическом уровне в республике еще не решили, как именно стоит реагировать на возмущение татарской общественности в Омской области.
Разиль Валеев — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:
— Если конгрессу татар поступит обращение по этому поводу, то наверняка они окажут поддержку. Дело в том, что мы живем в многонациональной многоконфессиональной стране, поэтому должны очень бережно относиться к мнению населения разных национальностей. Я боюсь, что установка этого памятника может привести к обострению межнациональных отношений в данном регионе. Об этом нельзя забывать, так как мы живем в очень тревожное время. И я со своей стороны не поддержал бы установки такого памятника.
Представители татарской общины Омска
В последнее время вообще с установкой подобных архитектурных объектов возникают неоднозначные ситуации. Эти вопросы муссируются и активизируются в обществе. В Казани хотели установить памятник Екатерине II, в Орле — Ивану Грозному, сейчас вот Ермак. По-моему, это лишний раз обостряет межличностные отношения. К Ивану Грозному разное отношение у населения, как и к Екатерине II, к тому же Ермаку. Я считаю, что, прежде чем устанавливать такие, скажем так, спорные сооружения, необходимо посоветоваться с народом, изучить его мнение.
Фаузия Байрамова — писатель и общественный деятель:
— И в Тобольске, и по всей России, по крайней мере на юге и севере страны, уже достаточно памятников Ермаку. И правильно, что протестуют! Ермак для сибирских татар — это разбойник, грабитель, напавший на их Родину, никакой он не национальный герой. Для русских он, может, и герой, но для татар — нет. У меня есть статья «Кто он, Ермак?». Я как историк утверждаю: Ермак Сибирь не завоевывал! Он завоевал только одну из столиц Сибирского ханства — город Искер. И то он не сам завоевал, а Кучум-хан ему позволил: последний, чтобы спасти татар, увел оттуда свое войско и оставил Ермака, где впоследствии на протяжении двух лет морил его и его войско голодом. А через два года Ермак попытался сбежать оттуда. За те короткие годы Ермак совершил много жестокостей и против русских воевод и попов, и против татар. Обокрал, убивал, насильно крестил жителей татарских деревень. Он и по отношению к своим, к русским, был так же жесток. Он их не уберег, довел их до такого состояния. Варвару Ермаку никакого памятника быть не должно! Русские и сами должны это осознать.
Ермак для сибирских татар — это то же самое, что Иван Грозный для казанских. Татарстан, конечно же, должен высказать свою точку зрения, мы же один народ! Если в центре Казани захотят ставить памятник Ивану Грозному, мы бы тоже высказали свое мнение — выступили против. А у сибирских татар сил меньше, у них нет историков, которые могли бы их защитить. Историю им пишут русские историки, а для них Ермак — герой.
0 Комментариев