Марджани — глава большой интеллигентной семьи, незаурядным историк, имам, ученый — энциклопедист, философ.
Сегодня Марджани, в высказываниях и трудах которого звучит чувство национального достоинства, может показать нам пример любви к истории, пример открытости и стремления к знаниям, к диалогу культур. В его путешествиях мы видим неподдельный интерес к мировому и российскому культурному наследию, а в его позициях относительно изобразительного искусства и музыки – истоки бурного рассвета литературы, музыки, театра и живописи в татарской культуре начала ХХ века. Ученики и последователи Марджани – Галимджан Баруди, Хади Атласи, Садри Максуди, Хасан-Гата Габяши, Зыя Камали, Исмаил Гаспралы — высоко ценят Марджани как ученого, имама. Его преданность правде и делу, призыв к экономической / общественной активности и ученость также импонируют нам, людям XXI века, как импонировали и современникам Марджани.
Марджани как просветитель и педагог, разработал реформу конфессионального образования, как и его ученик Хусаин Фаизхан. Эти идеи впоследствии были реализованы духовными учениками Марджани: Г. Баруди, братьями Буби, др. Опыт преподавания в медресе и Казанской татарской учительской школе показывает нацеленность педагога и просветителя на результат.
Марджани как первый татарский историк создал общенациональную историю, включив в неё многие тюркские народы и рассмотрев многовековую историю их культуры и государственности. Достижением Марджани является внесение ясности в вопросе этногенеза татар: читатели его исторических трудов осознают важную идею ученого о единстве нации. Особенно важно то, что ученый обозначил место татарского народа в мировой истории и культуре.
Он ратовал за чистоту языку, за сохранение веры и развитие системы просвещения как важные элементы развития нации.
Марджани как теолог и религиозный реформатор рассмотрел и вынес суждения по многим важным вопросам мусульманского богословия. Так, интересна аргументация Марджани о праве мусульман на самостоятельность суждений по религиозным вопросам. Теолог приводит гражданско-правовую жизнь мусульман в соответствие с современной ему социокультурной ситуацией.
Марджани как имам был деятельным, смелым, самостоятельным. Эти качества отмечают, говоря о нем, Г. Тукай, Ф. Амирхан, Р. Фахретдин и др. Марджани был ярким примером честной, справедливой, независимой, вдохновляющей личности. Как лидер, он призывал к открытости татар в изучении языков, наук, законов; в первую очередь, своим собственным примером.
Марджани как религиозный философ показал непротиворечивость научного знания и религиозного мировоззрения. Он создал основы татарской науки со своей методологией и системой доказательств (А.Н. Юзеев).
Обобщая, стоит отметить, что как по самым общим, так и по самым специальным вопросам татарской общественной мысли мы можем найти суждения Ш. Марджани. В год юбилея ученого выставка предлагает еще раз обратить внимание на его наследие. Тем более, что наследие это в заметной части не осмыслено, а часть материалов даже не опубликована и не переведена.
Вклад Ш. Марджани в формирование современной татарской нации заслуживает внимания и представления широкой общественности.
Многие вопросы, волновавшие ученого в XIX веке, откликаются и в действительности современного общества. Эти параллели, касающиеся разнообразия культур и их открытости, чувства национального достоинства, интереса к историческому наследию, свободы интеллектуального (в том числе и творческого) выражения, делают Ш.Марджани интересным “собеседником”.
Источник: сайт Всемирного конгресса татар
0 Комментариев