21 век – век инноваций и технологий, которые сулят нам всё больше простоты и многофункциональности. Модные движения держат тот же курс и со временем яркость и многослойность сменила лаконичная простота: футболка, джинсы и кроссовки – фавориты современной молодёжи.
Вопреки желанию наших прародителей никто не станет разгуливать по улице в национальном костюме своего народа. Врятли в центре города можно встретить девушку в платье с жилетом расшитым золотыми нитями и с калфаком на голове, конечно, если вы не на Сабантуе.
Современная молодёжь стремится показать свою идентичность посредством стиля, делая это красиво и ненавязчиво. Что предлагает свежий тренд и как рождает новые этнические направления в индустрии моды?
Сегодня на улицах городов Татарстана и Башкирии можно встретить мужчин в тюбетейках, расшитых татарским узором и женщин в европейских костюмах, но с национальными деталями: узорами и украшениями в этностиле. Татарская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась ярчайшими деталями в одежде современных татар. В последствии образовалась целая индустрия молодых дизайнеров, ориентированных именно на одежду и аксессуары в этностиле. Вдохновляясь национальным колоритом, они создают все больше интересных, свежих идей. Например, казанская студия Mardesign выпускает свитшоты, футболки, чехлы для телефонов, постеры, открытки, календари с использованием традиционных татарских узоров и орнаментов в современной интерпретации. «Ребята считают, что их продукция ― это хорошая возможность потрогать, надеть на себя и использовать в быту татарский дизайн, привыкнуть к нему и понять, что он ничем не хуже, а порой даже лучше других» – говорится на сайте интернет-журнала Инде.
Новаторский подход к пропаганде этнодизайна подхватила Радмила Хакова – основатель нового сайта и сообщества татарских дизайнеров RUKAMI.tatar. Интернет платформа RUKAMI.tatar объединяет дизайнеров, которые экспериментируют с темой татарской национальной идентичности.
«Наша ниша ― повседневная модная одежда с татарскими символами: вышитым на пончо орнаментом от Mira Rakhmat или напечатанным на толстовке эчпочмаком от Abau, лаконичные деревянные броши от Резеды Аглиулловой или яркий камуфляжный принт в татарский тюльпан на майке от Mardesign, тюрбаны и новые тюбетейки, портрет Рудольфа Нуриева на серой футболке или говорящая на татарском с каждого забора в Казани #девочкатамара. У меня самой есть все эти вещи, и я хочу, чтобы они были у моих друзей» – говорит Радмила.
Казань так же не отстает в этом модном ренессансе. В сердце татарской культуры процветает целая индустрия моды. Совсем недавно «Татарча Casual» представили
очередную весенне-летнюю коллекцию одежды с национальными татарскими орнаментами. Красиво, модно, ярко, стильно и молодёжно – главные критерии «Татарча Casual» совпадают со взглядами на внешний вид современной татарской молодёжи. И с каждым годом спрос на татарский «кэжуал» только растёт.
Цикличность татарской моде присуща, как и любой другой. Вот, например, интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин. А что касается женщин, если 20 лет назад ичиги предпочитали надевать бабушки, например, для похода в театр, то сейчас на улицах города, в кинотеатрах и парках в такой обуви можно встретить девушек и женщин. Более того, появилась целая индустрия и таких предприятий уже много. Вот и Тюменская область поймала тренд – тоболяк Шайдула Хамидуллин в Сибири возрождает татарский кожевенный промысел.
На территории Тюмени и Тюменской области подобных предложений очень мало. Есть отдельные мастера, которые своими руками создают декор для дома в татарском стиле, тюбетейки, аксессуары и наряды в этностиле.
Среди проектов, рожденных в регионах России особенно выделяется Эбием. Главный продукт проекта – настоящие татарские тюбетейки. Классические каляпуши в трех вариантах для почитателей традиций и джинсовые тюбетейки для молодежи. А также чай, мёд, декор для дома и многое другое. Название бренда говорит само за себя: «Әбием» в переводе означает «бабушка моя». Эбием – это не только татарские головные уборы, это социально-ориентированный проект. Каждая тюбетейка выполнена руками татарской бабушки, имя которой можно прочитать на этикетке изделия.
Тюменка Римма Валеева своими руками создает изящные аксессуары с национальным колоритом и реализует их через инстаграм. «Отправим туда, где живёт татарская душа» – пишет девушка в своём профиле. На странице bizek_vr каждый найдет то, что ему по душе: «На моей страничке не только украшения для себя, но и для дома можно найти. У меня есть два вида основных изделий, это вышитые тамбурным швом брошки, и серьги и брошки из оргстекла и акрилового пластика!». Главные источники вдохновения для Риммы – национальные татарские украшения, орнаменты и даже здания. В своем рукоделии девушка видит не только хобби, но и глобальную цель: «Хочу, чтобы как можно больше людей в особенности татар задумывались о своей самоидентификации! Посредством морально этических принципов, языка, одежды, украшений и вообще всего быта!» – поделилась Римма.
Изначально тюменка создавала аксессуары только для себя: «Очень хотелось самой носить вещи с национальным колоритом. Казань далеко, постоянно не назаказываешься. Решила делать сама, потом и другим понравились мои изделия». С одеждой дела обстоят иначе. Чтобы быть стильной, моднице приходится искать эксклюзив в других городах. По мнению Риммы, необходимости в каком-либо магазине или даже шоу-руме в Тюмени нет, так как этнотовары не будут пользоваться спросом: «Желающих одеваться в национальной стилистике очень и очень мало. К большому сожалению сейчас все настолько урбанизированы и без национальны, что люди с трудом вспоминают компоненты национальной одежды… это общая тенденция и этому очень сложно противостоять».
Мода и скромность наконец слились в один изящный, но тем не менее мощный союз. Среди молодых девушек с религиозными убеждениями не мало истинных модниц. Вдохновившись сибирско-татарским костюмом, Эллина Саитова начала создавать собственные коллекции: «Я создаю разную одежду, в том числе и с восточными мотивами. Люблю шить платья и костюмы с национальным колоритом. Это всегда интересная задача!». Для создания такого эксклюзива используются самые разнообразные материалы – бархат, натуральный шелк, рельефный жаккард, вышивка и многое другое. «Главный источник вдохновения для меня – сам заказчик. Я слушаю пожелания, его видение себя и образ рисуется сам собой. Некоторые клиентки полностью доверяют моему вкусу, и даже ткань я выбираю без их участия» – говорит тюменский модельер.
Однако, по словам Эллины, рынок сбыта в Тюмени остаётся крайне маленьким. Зачастую одежда продаётся по интернету или индивидуальными заказами.
«Для производителей это невыгодно. Слишком мал круг потенциальных клиентов. Население Тюмени 750000 человек, из них по данным на 2010 год 84% русских, 5% татар и 10% других национальностей. Легко посчитать численность людей, для которых этноодежда была бы потенциально интересной. В это же время, например, в Казани при численности населения в 1200000 человек, соотношение русских и татар 50/50. То есть почти 600000 человек могут быть потенциальными потребителями этнотовара. По этой причине компании, специализирующиеся на этно моде отлично себя чувствуют в этом городе. Например, ателье по пошиву платьев для Никаха. В Тюмени это было бы невыгодно. В связи с этим, владельцам магазинов и ателье не хочется заведомо сужать круг покупателей, и они предлагают универсальный товар» – признается Эллина.
Анна Евсеева.
0 Комментариев