Намаз на
06 июня 2020
Тюмень
01:46
Фаджр
03:46
Шурук
12:37
Зухр
18:26
Аср
21:28
Магриб
22:58
Иша

История ислама в Сибири

____2Ислам является официальной религией подавляющего большинства проживающего на юге Западной Сибири тюркоязычного населения. Это население исповедует суннизм — наиболее многочисленное направление в исламе. Среди историков нет единодушия в определении времени начала распространения ислама в Сибири. Согласно наиболее распространённой точке зрения, ислам появился в Сибирском ханстве как официальная религия в 70-е гг. XVI в. при хане Кучуме. Однако это мнение не является среди исследователей единственным.

 Наиболее раннюю датировку проникновения ислама в Сибирь выдвигает Ф.Т. Валеев «Можно предположить возможность распространения ислама среди предков сибирских татар непосредственно представителями арабского духовенства, прибывшими в X в. к волжским булгарам в составе посольства Багдадского халифата». С другой стороны, самую позднюю дату этого события уже давно предложил В.В. Бартольд. По его оценке, ислам реально распространяется среди тюрков Сибири уже после прихода русского населения. Это мнение, кстати, подтверждают и современные археологические данные. Они свидетельствуют, что в археологических памятниках южной части Западной Сибири XVII-XVIII вв. практически нет предметов мусульманского религиозного культа. Очевидно, большей части коренного населения Западной Сибири в это время были ещё чужды идеи ислама. Наконец, среди мусульман Западной Сибири бытует предание, согласно которому ислам проник на эту территорию в конце XIV в., точнее – в 1394 г.

Именно эта дата фигурирует в двух документах, хранящихся ныне в Тобольском государственном музее-заповеднике. Эти две татарские рукописи конца XIX в., написанные арабским письмом и принадлежащие Са’д Вакасу Аллакулову и Кашафу Абу-Саидову. Обе рукописи переведены и изданы в начале XX в. профессором Казанского университета, ученым-востоковедом Н. Ф. Катановым. Рукописи являются компиляцией ранних источников. По данным этих источников, в 797 г. Хиджры (1394-1395 гг.) на берега Иртыша пришли 366 конных шейхов и выступивший с ними в союзе хан Шейбан с 1700 отборными воинами и учинили там великое сражение за веру с жившими по берегам Иртыша язычниками — народами Хотан, Кара-Кыпчак и Ногай. В результате сражений язычников и татар истребили несметное количество, но и многие из самих шейхов погибли, стяжав мученический венец. Прибывшие в Сибирь мусульманские миссионеры считались учениками и последователями Ходжи Баха ад-дина Накшбанда (1318-1389 гг.), который являлся одним из руководителей суфийского братства, названного по его прозвищу Накшбандией. Следует подчеркнуть, что всеми исследователями распространение ислама рассматривается как процесс очень длительный, противоречивый и, безусловно, не сводящийся к какому-либо одному событию или историческому эпизоду. Исходя из этого утверждения, можно заключить, что распространение ислама в Западной Сибири прошло несколько этапов: 1. Первые десятилетия XV в. Ислам привнесён окружением Тохтамыша и распространяется в местной верхушке общества. 2. 60-70 гг. XVI столетия. Благодаря политике, проводимой ханом Кучумом по привлечению проповедников, торговцев из районов Средней Азии новое религиозное учение ещё не находило широкой социальной базы, а было распространено в господствующих слоях общества. 3. XVIII-XIX вв. Для данного этапа характерно расширение среды, в которой распространяется ислам. Но нельзя считать, что это явление получило массовый характер. Во-первых, ещё сохранявшимся пережиткам древних 17 17 религиозных форм; во-вторых, распространяется влияние христианской религии, которая завоёвывала всё более прочные позиции, иногда вытесняя ислам.

60648-INNERRESIZED600-600-istoriya-islamaПервоначально ислам в Сибири распространялся насильственным путём. Это можно проследить из содержания рукописей, переведённых Н. Ф. Катановым. Лишь после захвата власти в Сибирском ханстве ханом Кучумом в 1563 году ислам среди татар и других народов Сибири начал распространяться относительно мирным путём, хотя местами проповедники прибегали к насилию, дабы обратить язычников в новую веру. Говоря о причинах распространения ислама по западной Сибири, следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, проникновение ислама из Средней Азии объясняется стремлением Бухарского и Хивинского ханств усилить своё экономическое и политическое влияние на народы, проживавшие в Сибири и представлявшие собой значительный массив тюркского населения. Во-вторых, распространение ислама в Западной Сибири было связано с внутренними социально-политическими условиями. Во второй половине XVI в. Сибирское ханство превращается в самостоятельное государство. Однако дальнейшее развитие этого государства тормозилось существованием в его составе мелких феодальных владений (княжеств), во главе которых стояли мурзы, выходцы из татарской знати: Баба Хасан (в русской адаптации мурза Бабасан), Карача, Суклем и др. Мелкие княжества не всегда подчинялись центральной власти.

01465691Политическая раздробленность, остатки родового строя, шаманизм и реликты более древних религий мешали укреплению верховной власти хана. Ислам же, как одна из мировых религий с его идеей веры в единого бога — Аллаха, имевшего свой кодекс мусульманского права, разработанного на основе Корана, был мощным идеологическим оружием для искоренения родовых отношений и укрепления центральной власти. Вот почему Кучум обращался к бухарскому Абдулла- хану с просьбой прислать в Сибирь, в столицу Сибирского ханства Искер, несколько человек из представителей высшего мусульманского духовенства для распространения ислама. По преданиям тобольских татар, в 1572 году в Искер из Средней Азии прибыла большая группа духовных лиц, которая с почётом была встречена Кучум. Прибывшие в составе этой группы духовные лица принимали активное участие в распространении ислама среди сибирских татар и обитавших на территории ханства хантов (остяков) и манси (вогулов), а некоторые из них занимали высшие государственные и духовные должности в ханстве. Но, несмотря на то, что Кучум приложил немало усилий для распространения ислама на территории Сибирского ханства, ему не удалось добиться принятия ислама не только предками современных хантов и манси, но даже частью татар, обитавших в отдельных районах ханства. Так, при Кучуме не приняли ислам аялинские татары, проживавшие у устья реки Тары. В 1639 г. продолжали оставаться язычниками и татары, проживавшие по реке Ница, правого притока Туры. А среди барабинских татар ислам тайно распространялся татарскими муллами только в XVIII в. Другой путь проникновения ислама в Сибирь лежал через Казанское ханство. Конечно, можно думать о возможности распространения ислама в Сибири волжскими булгарами.

huge_17941fba-54c1-42cf-909e-a51a3926bd59Эта идея, несомненно, представляет научный интерес и не лишена основания. Например, в литературе имеются сведения о поездках булгарских учёных далеко на север с целью изучения небесных тел, а также о переходе булгар через Урал и достижении ими берегов Оби. Более того, можно предположить возможность распространения ислама в Сибири непосредственно представителями арабского духовенства, прибывшими в X в. к волжским булгарам в составе посольства Багдадского халифата. Имеются сведения об отправлении с территории Волжской Булгарии арабского каравана из 20 верблюдов к берегам Енисея. Путь каравана пролегал через просторы Западной Сибири. Логично предположить, что арабы в Сибири занимались не только торговлей, но и распространяли там ислам, так как в составе отправлявшихся в такое далёкое путешествие были духовные лица. Однако сказанное выше ещё не даёт полных оснований утверждать о 18 18 распространении ислама в Сибири волжскими булгарами. Пока мы не располагаем историческими, археологическими и другими источниками, подтверждающими существование экономических, культурных, а также конфессиональных контактов между народами Сибири и волжскими булгарами в домонгольскую эпоху. Казанские ханы поддерживали династийные связи ещё с XV в. с правителями Тюмени из рода Тайбуги — выходцами из сибирско-татарской аристократии. В Сибири часто появлялись из Казани представители мусульманского духовенства (абызы), которые принимали участие в распространении ислама среди сибирских татар, казахов. Ислам сыграл большую роль в объединении мелких татарских владений в единое феодальное государство в лице Сибирского ханства.

 Вместе с исламом в Сибирь пришла мусульманская культура и нравственность, стали создаваться начальные мусульманские школы (мектебы), а позднее и средние учебные заведения (медресе), в к-рых преподавались не только ре лиг., но и светские дисциплины: математика, география, история, лит-pa и нек-рые др. общеобразовательные предметы. В кон. 19 нач. 20 в. в этих учебных заведениях были открыты женские отделения. Обучавшиеся в них девушки получали основательные знания по истории ислама, правилам чтения Корана, хадисов и др., а также по общеобразовательным предметам. К нач. 20 в. грамотность среди мусульман была значительно выше, чем среди окружающего населения, не исключая и православных. Ислам сыграл существенную роль в консолидации этнических общностей сибирских татар и северных казахов, способствовал сохранению их этнокультурной самобытности, противодействовал ассимиляции этих народов. Создание царской администрацией в Сибири крупных военных крепостей сочеталось нередко со строительством и мечетей за казенный счет. Жалованье служителям таких мечетей также выплачивалось гос-вом. Делалось это властями для привлечения мусульман на свою сторону. Немало мусульман было в Сибирском казачьем войске. В осн. это были казанские татары. Им разрешалось исповедовать свою религию и избирать имамов из своей среды. Утверждались служители религии в своей должности лишь после прохождения испытания в Оренбургском мусульманском духовном собрании. Казаки, утвержденные в кач-ве духовных лиц, освобождались от военной службы. К 1900 войсковым населением Сибирского казачьего войска содержалось 4 мечети и 2 мусульманских молитвенных дома. В Тюменской обл. в нач. 20 в. функционировало 167 мечетей и 63 медресе. После Октябрьской революции, особенно в годы коллективизации сельского хозяйства, по позициям ислама в Сибири был нанесен сокрушительный удар. Каменные мечети в Омске, Томске, Таре и др. городах были разрушены, сотни деревянных мечетей были снесены. Хранившиеся в мечетях религ. и светские книги, напечатанные арабским шрифтом, ценные старинные рукописи, метрические записи, к-рые велись имамами в течение десятилетий, были уничтожены; служители религии были репрессированы. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в нек-рых населенных пунктах было разрешено открыть мечети. Этот процесс продолжался в послевоенный период. Богослужения проходили в приспособленных помещениях. Процесс религ. возрождения, начавшийся в стране в конце «перестройки», не обошел стороной Сибирь. В городах и селах стали открываться мечети. При мн. из них уже функционируют духовные школы, где взрослые и дети изучают основы ислама и арабский язык, учатся искусству правильного чтения Корана.

0 Комментариев

Оставить комментарий


This error message is only visible to WordPress admins

Error: No connected account.

Please go to the Instagram Feed settings page to connect an account.

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Don't have account. Register

Lost Password

Register