Школа в микрорайоне Казарово (татарское название «Кырынкул» — прим. авт.) отличается от остальных городских школ Тюмени статусом этнокультурного компонента. Предмет «Татарский язык и татарская литература» стоит в расписании всех классов. Основная часть учеников школы – дети татарской национальности. Школьники другой национальности от изучения языка тоже не отказываются. Такое отношение к предмету во многом благодаря учителю татарского языка, русского языка и литературы Халиде Халидулловне Кирамовой. Победитель областных и призёр всероссийских конкурсов профессионального мастерства Халида Халидулловна с любовью к родному слову учит детей красоте татарской речи. Этнокультурным компонентом в Казаровской школе Халида Кирамова заведует 14 лет. О сложностях преподавания татарскому языку и литературе и о толерантной среде в микрорайоне Казарово учитель рассказала первокурснику ТюмГУ, будущему журналисту Салавату Мадиеву и читателям сайта «Конгресс татар Тюменской области».
-Здравствуйте, Халида Халидулловна!
-Доброе утро, Салават!
-С какими проблемами сталкивается учитель татарского языка в своей работе?
Проблем у учителя татарского языка на сегодняшний день достаточно много. Уроки русского языка и литературы вести, если ты — специалист своего дела, не сложно. Но как учитель татарского языка, я встречаюсь с серьезными препятствиями. Например, сейчас мы находимся в 5-ом классе, где обучаются 28 детей. Из них 5 учеников понимают татарскую речь, но говорить не могут. Остальные — дети разных национальностей. Здесь учатся и таджики, и киргизы, и азербайджанцы, и обрусевшие татары, которые пришли ко мне урок татарского языка. В нашей школе обучаются дети 9 национальностей. И попробуйте переложить методику преподавания татарского языка на «знающих» и на «незнающих» татарский язык детей. Методика преподавания отличается кардинально. На одном уроке нужно выдать и теоретический материал, и поработать над развитием речи, и к олимпиадам подготовить. То есть нагрузка для педагога татарского языка, работающего в условиях городской школы, очень большая.
— Ваши уроки посещают дети разных национальностей. А родители этих учеников как относятся к тому, что их дети изучают татарский язык и татарскую литературу?
— Мы живем в многонациональной стране, толерантной, все мы знаем культуру не только свою, но и тех народов, с которыми живём рядом. Родители, когда своих детей приводят в нашу школу в первый класс, знают о том, что школа у нас с этнокультурным (татарским) компонентом. Родители нашей школы не против, чтобы их дети изучали татарский язык.
— В других школах области бывают случаи, когда родители сами отказываются от татарского языка и литературы, чтобы не нагружать и без того плотное расписание детей? Вы считаете родной язык, действительно, может быть причиной неуспеваемости ученика?
— Мы, помимо татарского, изучаем русский язык, по которому сдаем основной государственный экзамен. Изучение татарского языка ни в коем образом не мешает, не препятствует их знаниям по другим предметам школьной программы. У нас все предметы изучаются необходимое количество часов, согласно федеральной программе. А татарский язык – в рамках регионального компонента. Все зависит от желания ученика, его способностей. А знание языков только обогащает человека и его речь. Сегодня дети в нашей школе изучают английский, немецкий, русский и татарский языки. Мы знаем много великих людей, которые владели разными языками и блестяще знали русский язык. Знание языков не препятствует, а помогает изучению других языков. Дети в школе изучают английский язык, разве это им мешает овладеть русским языком?
— Вы считаете возможным введение единого государственного экзамена по татарскому языку для школ с татарским этнокультурным компонентом?
— Я считаю, что для школ с этнокультурным компонентом введение обязательного государственного экзамена по татарскому языку и татарской литературе не обязательно, так как это у нас не федеральный, а региональный компонент. Экзамен по татарскому языку должен входить в список экзаменов по выбору. Обучающиеся нашей школы ежегодно сдают экзамен по татарскому языку в форме государственного выпускного экзамена. Результаты показывают высокий уровень.
— Главная награда для учителя — это успехи ее учеников. В чем преуспели ваши воспитанники?
— Мои ученики ежегодно участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде по татарскому языку и татарской литературе. Они занимают призовые места в области, затем участвуют и на Всероссийском этапе олимпиады в городе Казани. Например, в прошлом учебном году ученица 9 класса Диана Бабшанова заняла 3 место в областном этапе олимпиады. Диана Бикмуллина, Зульфия Хамраева призовые места заняли в олимпиаде «Юниор» по татарскому языку и татарской литературе. Также мои ученики принимают активное участие в конкурсе «Утренняя звезда», соревнуемся на городском этапе конкурса наравне с музыкальными школами, с центрами дополнительного образования. Завоевав призовые места на городском этапе, успешно выступаем и на областном этапе конкурса «Утренняя звезда» (« Тан йолдызы»). Мы на любых конкурсах, мероприятиях стараемся, чтобы звучало наше родное татарское слово. Даже в международном конкурсе, который проходил в Москве, ученики читали стихотворение нашего выдающегося земляка Булата Сулейманова, Героя Советского Союза Мусы Джалиля , пели песни на родном языке. Выражаю огромную благодарность родителям наших учеников. Они всегда нас поддерживают в ходе подготовки и участия в мероприятиях разного уровня.
— Школа — это не только учебная деятельность, но и активная кружковая работа. Какие дополнительные возможности есть в школе №52 для желающих изучать татарскую культуру?
— Кроме уроков татарского языка и татарской литературы я веду кружок, на котором дети углублённо изучают татарский язык и татарскую литературу, активно познают культуру, традиции и обычаи татарского народа. Кроме кружковых занятий мы стараемся с детьми посещать все татарские фестивали, праздники, конкурсы, концерты, встречи с поэтами, писателями Тюменской области.
Салават Мадиев.
0 Комментариев