Парное молоко, керамика, осенние листья, батик, войлок, нефть, песок – все, как обычно, в картинах Альфеи Мухаметовой несовместимые материалы влюбляются друг в друга. Свои последние работы художница из Сибири представила на персональной выставке «Земля, рождающая краски». Какая по счёту эта выставка, член Союза художников России затруднилась ответить. Говорит, после тысячной выставки, перестала вести отсчёт. Действительно, Альфея Мухаметова не заставляет почитателей её таланта долго томиться в ожидании и каждый год организует персональные выставки. Важно заметить, зрителю она всегда показывает свежие работы.
«На выставке показана смесь разных направлений и техник, но связывает их одна нить – земля. Земля, как источник вдохновения, материала, цвета», — расшифровывает идею экспозиции Альфея Мухаметова.
«Я к вам явилась, белая ворона».
По задумке автора – центральное место на выставке должна была занять керамика. Но зал информационно-библиотечного центра ТюмГУ оказался не готов к экспонированию такому количества работ. В итоге из 220 заявленных позиций, Альфея Мухаметова выставила лишь малую часть. А керамика разместилась в единственном стеклянном стеллаже. Поклонники её творчества с жадным любопытством скопились у витрины. Оно и понятно, глина – новое направление в творчестве Альфеи Мухаметовой. «Я к вам явилась, белая ворона», с юмором автор назвала одну из первых своих работ.
«В апреле я попала на мастер-класс по глазурированию к Александре Меньшиковой. С тех пор я уже и ночи не спала. Закупила муфельную печь, гончарный круг. Первые работы отправила на международный фестиваль керамики «Фарфоровая сказка Алтая». Пришёл вызов на фестиваль. Там, у профессиональных керамистов я научилась выполнять надглазурную и подглазурную роспись», — рассказывает о знакомстве с глиной Альфея Мухаметова.
Сразу после фестиваля две её работы были отобраны на выставку керамики в Барнауле, а сегодня они представлены в Тюмени. Рядом – посуда и фигуры, выполненные зольным обжигом, самоглазурирующаяся глина, фарфор, пано в технике нерикоми — микс из двух видов глины. Альфея Мухаметова рассказывает о творческом процессе, словно о магических ритуалах. А то, все изделия невероятно завораживают.
«Очень жаль, что посетители не могут познакомиться с работами в комфортных условиях. Небольшой стеллаж ограничил наши возможности. Хотелось показать керамику во всей красе, обеспечить просмотр с разных сторон», — расстраивается автор, стараясь скрывать эмоции от гостей выставки.
Из недр Земли.
Ещё одна новая страсть Альфеи Мухаметовой – роспись листьев. Художница подводит гостей к рисункам, выполненным на осенних листьях. Их она собирала в одном из путешествий по России и оживила в своих картинах. «Я всегда любуюсь осенними листьями. Смотришь на них и, они сами подсказывают краску, сюжет», — делится художница.
И уже невозможно представить персональную выставку Альфеи Мухаметовой без нефти. Она первая в России, а может и в мире, начала писать графику чёрным золотом. В ее работах нефть всегда растёт в цене, подчеркивают искусствоведы. Гости увидели три городских пейзажа, где автор изобразила старую Казань. Этническая тема всегда привлекала Альфея Мухаметову, прожив много лет в Югре, она изображала сюжеты из жизни коренных народов севера. Последние несколько лет автор обратилась к родной культуре, в своих корнях начала черпать вдохновение. Тема Ислама на выставке представлена в нескольких шамаилах. Объемные по сюжету, смыслу и фактуре — пленящие с первого взгляда. А по содержанию: нефть, вода, глина и песок.
Дальше — Земля, рождающая краски, с реками, горами и степями с высоты птичьего полёта предстала перед посетителями выставки в картинах войлоком. А рядом — неполный цикл «Рождение цветка» на горячем батике. Для всех частей не хватило «стен» в зале. Скромная Альфея Мухаметова на эти вещи не обращает внимание. И благодарит Тюменское музейно-просветительское объединение за организацию выставки, а Тюменский государственный университет – за предоставленный зал. А вот известный в Тюмени художник Юрий Рыбьяков считает такое отношение к творчеству художницы неуважительным. Воспользовавшись данным ему словом, Юрий Рыбьяков заступился сразу за всех своих тюменских коллег по цеху. Он сказал, что среди местных художников немало достойных выставляться в новых залах музейного комплекса им. Словцова.
Выставка «Земля, рождающая краски» будет работать до 2 февраля 2018 года на третьем этаже информационно-библиотечного центра ТюмГУ (ул. Семакова, 18). Вход свободный.
0 Комментариев