Намаз на
06 июня 2020
Тюмень
01:46
Фаджр
03:46
Шурук
12:37
Зухр
18:26
Аср
21:28
Магриб
22:58
Иша

Люблю татаркую речь

dZGxZxtRe1U

Школа в микрорайоне Казарово (татарское название «Кырынкул» — прим. авт.) отличается от остальных городских школ Тюмени статусом этнокультурного компонента. Предмет «Татарский язык и татарская литература» стоит в расписании всех классов. Основная часть учеников школы – дети татарской национальности. Школьники другой национальности от изучения языка тоже не отказываются. Такое отношение к предмету во многом благодаря учителю татарского языка, русского языка и литературы Халиде Халидулловне Кирамовой. Победитель областных и призёр всероссийских конкурсов профессионального мастерства Халида Халидулловна с любовью к родному слову учит детей красоте татарской речи. Этнокультурным компонентом в Казаровской школе Халида Кирамова заведует 14 лет. О сложностях преподавания татарскому языку и литературе и о толерантной среде в микрорайоне Казарово учитель рассказала первокурснику ТюмГУ, будущему журналисту Салавату Мадиеву и читателям сайта «Конгресс татар Тюменской области».

-Здравствуйте, Халида Халидулловна!

-Доброе утро, Салават!

-С какими проблемами сталкивается учитель татарского языка в своей работе?

Проблем у учителя татарского языка на сегодняшний день достаточно много. Уроки русского языка и литературы вести, если ты — специалист своего дела, не сложно. Но как учитель татарского языка, я встречаюсь с серьезными препятствиями. Например, сейчас мы находимся в 5-ом классе, где обучаются 28 детей. Из них 5 учеников понимают татарскую речь, но говорить не могут. Остальные — дети разных национальностей. Здесь учатся и таджики, и киргизы, и азербайджанцы, и обрусевшие татары, которые пришли ко мне урок татарского языка. В нашей школе обучаются дети 9 национальностей. И попробуйте переложить методику преподавания татарского языка на «знающих» и на «незнающих» татарский язык детей. Методика преподавания отличается кардинально. На одном уроке нужно выдать и теоретический материал, и поработать над развитием речи, и к олимпиадам подготовить. То есть нагрузка для педагога татарского языка, работающего в условиях городской школы, очень большая.

— Ваши уроки посещают дети разных национальностей. А родители этих учеников как относятся к тому, что их дети изучают татарский язык и татарскую литературу?

— Мы живем в многонациональной стране, толерантной, все мы знаем культуру не только свою, но и тех народов, с которыми живём рядом. Родители, когда своих детей приводят в нашу школу в первый класс, знают о том, что школа у нас с этнокультурным (татарским) компонентом. Родители нашей школы не против, чтобы их дети изучали татарский язык.

zhRn8mGjf0M— В других школах области бывают случаи, когда родители сами отказываются от татарского языка и литературы, чтобы не нагружать и без того плотное расписание детей? Вы считаете родной язык, действительно, может быть причиной неуспеваемости ученика?

— Мы, помимо татарского, изучаем русский язык, по которому сдаем основной государственный экзамен. Изучение татарского языка ни в коем образом не мешает, не препятствует их знаниям по другим предметам школьной программы. У нас все предметы изучаются необходимое количество часов, согласно федеральной программе. А татарский язык – в рамках регионального компонента. Все зависит от желания ученика, его способностей. А знание языков только обогащает человека и его речь. Сегодня дети в нашей школе изучают английский, немецкий, русский и татарский языки. Мы знаем много великих людей, которые владели разными языками и блестяще знали русский язык. Знание языков не препятствует, а помогает изучению других языков. Дети в школе изучают английский язык, разве это им мешает овладеть русским языком?

— Вы считаете возможным введение единого государственного экзамена по татарскому языку для школ с татарским этнокультурным компонентом?

— Я считаю, что для школ с этнокультурным компонентом введение обязательного государственного экзамена по татарскому языку и татарской литературе не обязательно, так как это у нас не федеральный, а региональный компонент. Экзамен по татарскому языку должен входить в список экзаменов по выбору. Обучающиеся нашей школы ежегодно сдают экзамен по татарскому языку в форме государственного выпускного экзамена. Результаты показывают высокий уровень.

— Главная награда для учителя — это успехи ее учеников. В чем преуспели ваши воспитанники?

— Мои ученики ежегодно участвуют во Всероссийской предметной олимпиаде по татарскому языку и татарской литературе. Они занимают призовые места в области, затем участвуют и на Всероссийском этапе олимпиады в городе Казани. Например, в прошлом учебном году ученица 9 класса Диана Бабшанова заняла 3 место в областном этапе олимпиады. Диана Бикмуллина, Зульфия Хамраева призовые места заняли в олимпиаде «Юниор» по татарскому языку и татарской литературе. Также мои ученики принимают активное участие в конкурсе «Утренняя звезда», соревнуемся на городском этапе конкурса наравне с музыкальными школами, с центрами дополнительного образования. Завоевав призовые места на городском этапе, успешно выступаем и на областном этапе конкурса «Утренняя звезда» (« Тан йолдызы»). Мы на любых конкурсах, мероприятиях стараемся, чтобы звучало наше родное татарское слово. Даже в международном конкурсе, который проходил в Москве, ученики читали стихотворение нашего выдающегося земляка Булата Сулейманова, Героя Советского Союза Мусы Джалиля , пели песни на родном языке. Выражаю огромную благодарность родителям наших учеников. Они всегда нас поддерживают в ходе подготовки и участия в мероприятиях разного уровня.

— Школа — это не только учебная деятельность, но и активная кружковая работа. Какие дополнительные возможности есть в школе №52 для желающих изучать татарскую культуру?

— Кроме уроков татарского языка и татарской литературы я веду кружок, на котором дети углублённо изучают татарский язык и татарскую литературу, активно познают культуру, традиции и обычаи татарского народа. Кроме кружковых занятий мы стараемся с детьми посещать все татарские фестивали, праздники, конкурсы, концерты, встречи с поэтами, писателями Тюменской области.

Салават Мадиев.

0 Комментариев

Оставить комментарий


This error message is only visible to WordPress admins

Error: No connected account.

Please go to the Instagram Feed settings page to connect an account.

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Don't have account. Register

Lost Password

Register