Деревня Нижние Аремзяны располагается в 50 км от Тобольска, в Тобольском районе, на берегу Иртыша. В административном отношении относится в настоящее время к Мало-Зоркальцевскому сельскому поселению (центральная усадьба находится в селе Мало-Зоркальцево) Тобольского р-на Тюменской обл. Расстояние от Нижних Аремзян до с. Мало-Зоркальцева составляет 22 км. На 1 января 2017 г. в деревне Нижние Аремзяны насчитывался 731 чел. Кроме того, рядом с деревней находится д.Лыткина – 169 чел., где находится ФБУ ИК-9. Здесь находится колония-поселение для отбывающих уголовное наказание (около 200 чел.). В деревне Нижние Аремзяны (в 4 км) находится промышленное предприятие ЛПДС «Аремзяны». Здесь трудятся местные жители (83 чел.) и рабочие из Тобольска. В деревне есть общеобразовательная школа (число учащихся – 83), детский сад, почта, клуб, библиотека, несколько частных магазинов. Однако все эти учреждения находятся в русской части деревни, а в юртах (татарской части) нет даже магазина.
Деревня Нижние Аремзяны состоит из двух частей – исторической, где издавна проживали и проживают сибирские татары, коренные жители; и «русской», где в прошлом проживало русское старожильческое население. В настоящее время «русская» часть стала смешанной (русские и татары). Административно историческая часть деревни всегда была отдельным населенным пунктом и в официальных документах называлась юрты Нижние Аремзяны (а до 1930-х гг. – юрты Аремзянские). Самоназвание деревни – Әремцән аул.
В юртах имеется мечеть, зарегистрирована мусульманская община (председатель А.Г.Айтмухаметов). Жители села проводят религиозные праздники, совершают мусульманские обряды. Для отправления религиозных треб обращаются к выбранным общиной муллам – Абубакиру хазрату, Тажиеву Ахмету хазрату, Туктабаеву Абтуагапу-хазрату. Абтуагап-хазрат, кроме того, является смотрителем (карауцы) астаны. В обязательном порядке жители села проводят обряд бракосочетания – никах, обряд имянаречения – исем кушу, похоронно-поминальные обряды (цынасы цыгу, три, семь, сорок, сто дней и год). Кроме того, жители села регулярно проводят праздники – катым аш с приглашением муллы, пожилых людей и односельчан. Катым аш проводятся по разным поводам – с целью пожелания здоровья, поминовения предков, юбилеев, получения диплома, проводов в армию, встреча из армии и т.п. На празднике обязательно читается молитва на арабском языке, раздается сатака (обычно монеты достоинством 5-10 руб.), молитва пагышлау на сибирско-татарском языке (упоминание имен предков, а также некоторых шейхов, вводивших ислам в Сибири, благопожеланий), совместная трапеза. На праздничный стол местные жительницы готовят традиционные блюда – суп-лапша с бараниной или курицей халяль, к чаю различные изделия из теста (паурсак, пэрэмэц, пирожки с различными начинками). Из покупных продуктов используются только сладости, фрукты и сухофрукты. Особенностью всех праздничных и поминальных трапез является полное отсутствие спиртных напитков. На традиционных праздниках, обрядовых действиях принимают участие люди разных возрастов, в том числе молодежь и дети. Тем самым сохраняется преемственность в передаче духовных ценностей от старшего поколения к молодежи. В нашей деревне сохраняется в течение уже многих веков масштабный традиционный праздник Амаль (Навруз), включенный ЮНЕСКО в список объектов нематериального наследия.
На местном кладбище хоронят односельчан, в том числе и тех, кто давно уехал из деревни, но пожелал быть похороненным в родном селе. Русских на татарском кладбище никогда не хоронили, и в настоящее время эта норма продолжает действовать (для погребения русских имеется собственное кладбище).
Взаимоотношения коренных жителей – сибирских татар с русскими (старожилами и вновь прибывшими в недалеком прошлом) хорошие, конфликтов на национальной почве не бывает. Появились межнациональные браки, с конца 1960-х-начала 1970 гг. – единичные случаи, в настоящее время в деревне насчитывается около двух десятков смешанных русско-татарских семей.
Совершение преступных деяний местными жителями почти не фиксируется. Нет ни одного случая оставления детей в детских домах, пожилых людей – в домах престарелых.
Среднее и старшее поколение в повседневной жизни свободно говорят на родном, сибирско-татарском языке. К сожалению, приходится констатировать, что молодежь и дети знают родной язык в основном на уровне понимания, почти не говорят. В связи с этим, в настоящее время актуализируется проблема сохранение языка.
В настоящее время, особенно в татарской части, проживают потомки тех, кто жил здесь в прошлых веках. Стойкой тенденцией, которая наблюдается в последние десятилетия, является то, что многие возвращаются на родину, строят дома. Кроме того, кто живет в районном центре Тобольске, в северных городах не теряют связь с малой родиной – регулярно приезжают к родителям, сажают огороды.
Традиционными занятиями местных жителей являются рыболовство, скотоводство, сбор ягод, а в последние десятилетия – огородничество. Все жители полностью обеспечивают себя картофелем, овощами.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ НИЖНИЕ АРЕМЗЯНЫ
Точную дату образования деревни Аремзяны, а точнее юрт Аремзянских, определить невозможно. Однако можно утверждать, что здесь жили люди уже в XIV веке. В Тобольском музее хранятся несколько средневековых рукописей на арабском языке Сагди Ваккаса «О религиозных войнах учеников шейха Багауттдина против инородцев Западной Сибири». Из нее мы узнаем дату начала исламизации в Сибири – 1394 г. В этой рукописи названы места захоронения и имена мусульманских миссионеров. Там как раз и отмечена наша деревня Әремцән (переведено как Эрумджин), где покоится прах одного из миссионеров по имени Даудхан Искандар улы Кәндәгәр шәкерттән килгән (Дауд, сын Искандара, прибывший из города Кандагара). Если следовать данным этой рукописи, то деревне более 600 лет. Следовательно, Аремзян-аул существовал в период Сибирского ханства
Шейх Дауд был похоронен в Нижних Аремзянах в местечке Мазарга (ныне здесь расположена улица Бамовская). Слово Мазарга происходит от слова мазар, что значит кладбище, место захоронения. В конце XIX в. прах шейха Дауда был перенесен на высокое место. По воспоминаниям старожилов, землю с Мазарги перевезли на 40 возах, а из останков была обнаружена лишь фаланга пальца. Места захоронения шейхов, вводивших ислам и погибших в Сибири за веру, называются астана. Следят за астана специальные люди карауцы/караулцы, которые эту должность передают из поколения в поколение.В Нижних Аремзянах астана карауцы являются потомки Тажбулатовых. По словам нынешнего карауцы Абтуагапа Туктабаева, до него за астана смотрела его мама Азисчамал, которая, в свою очередь, получила эту почетную должность от ее мужа Айнитдина, тот – от своего отца Мухаматсафара, а он – от Тажбулата).
Следующий период, связанный с историей Аремзянских юрт – конец XVI века – период завоевания Сибири. Сведения об Аремзянских юртах содержатся в работе известного историка Г.Ф.Миллера (История Сибири). Ученый изложил трагический период в жизни татарского поселения.
Ниже цитата из этой работы:
«….Брязга со своим отрядом казаков отправился в путь 5 марта (1583 г. – Г.Б.), и так как все жившие по дороге до речки Аремзянки были уже раньше покорены, то он спокойно продвигался вперед. В устье же этой речки он встретил сильное сопротивление со стороны татар, которые засели в маленьком городке и не хотели слышать о сдаче. Брязга принужден был взять это место приступом. Он считал необходимым примерно наказать для устрашения остальных, которых еще предстояло привести к повиновению. Поэтому он велел привести к себе самых видных из них, а также главных зачинщиков, которые подстрекали татар к сопротивлению, приказал некоторых из них повесить за ноги, других расстрелять или иным каким-либо образом умертвить. После этого оставшиеся шертовали в верности и все до одного были положены в ясак, который состоял из разной мягкой рухляди; Брязга отослал ее Ермаку в Сибирь, вместе с большим запасом собранного хлеба и рыбы….».
Самые ранние письменные сведения о численности ясачных татар в Аремзянах содержатся в Российском государственном архиве древних актов – это 1629 год. В это время в Аремзянах числилось 17 мужчин, плательщиков ясака. Всех жителей юрт насчитывалось около 70 человек. К началу 1700 году численность населения увеличилась — примерно 120 человек.
В сословном отношении татарское население в XVII-первой первой четверти XIX в. делилось на ясачных, служилых татар, оброчных чувальщиков, сибирских бухарцев. По Реформе М.М. Сперанского в 1822 г., ясачные татары были переведены в состав «оседлых инородцев». В Аремзянских фиксировались «оседлые инородцы», сибирские бухарцы и служилые татары.
Первоначально в деревне проживали только коренные сибирские татары (ясачные), а примерно в 1780-м году сюда переселились бухарцы. Материалы показывают, что семьи бухарцев переселились из Иштаманских юрт.
Коренные сибирские татары в XVIII-начале XIX в. состояли в ведении Тобольского иррегулярного легкого казачьего войска и ясачных магометан 2-го класса головы капитана мурзы Рахматуллы Кульмаметьева. Бухарцы (выходцы из Средней Азии) состояли в ведомстве Тобольских юртовских бухарцев.
Все татарское население Западной Сибири учитывалось отдельно от русского населения и, было объединено в особые волости, возникшие в большинстве своем из улусов бывшего Сибирского ханства. Волости у сибирских татар являлись административно-фискальными единицами, включавшими население нескольких селений. Волости у сибирских татар были связаны с традиционными локальными группировками аборигенов, представляя собой этносословную общность. Жители юрт Аремзянских относились в XIX-начале ХХ века к Надцынской, Тобольской Городовой волости и Бухарской волости. Коренные жители числились в Надцынской волости, волостной центр находился в юртах Карбинских.
В юртах Аремзянских сегодня проживают наряду с коренными сибирскими татарами потомки сибирских бухарцев. Это семьи Айтмухаметовых, Утяшевых, Гафуровых. Первые две из них поселились в юртах Аремзянских еще в XVIII веке. Первоначально они проживали в юртах Иштаманских. По ревизским сказкам (переписям населения за 18-19 века) и Первой Всероссийской переписи 1897 года удалось составить родословные этих семей. По Первой Всероссийской переписи 1897 г. в юртах Аремзянских числилось 47 семей, число всех жителей 270 человек.
Примечание: В России «бухарцами» именовали выходцев из Бухарского ханства (с 1747 г. эмирата), переселявшихся в Сибирь в XVII—XVIII вв. Пределы ханства включали в себя часть современных территорий Туркмении, Узбекистана и Таджикистана, поэтому бухарцами обобщенно назывались, проживавшие там туркмены, узбеки, таджики, каракалпаки, уйгуры. Сибирские бухарцы называли себя «бухарлык», «сартлар». В Сибири они успешно занимались торговлей и ремеслом, получая от российского правительства различные привилегии.
ХХ век
После установления советской власти вместо волостного устройства повсеместно образуются сельские советы. На территории Нижних Аремзян создается Нижне-Аремзянский сельский совет. В состав которого входили 6 населенных пунктов:
Юрты Аремзянские (73 двора, 350 чел.)
д.Малые (Мишина) (8 дв.,33 чел.)
д.Большие Нижние Аремзяны (78 дв., 428 чел.)
д. Кочейка 6 дв., 34 чел.)
д. Ново-Дорожная (15 дв. , 71 чел.)
д.Панушкова (54 дв., 286 чел.) – 811 чел.
В 1924 г. в юртах Зайнулла Хизралеевич Бакиев организовал кооперацию.
Колхозы были образованы в 1930 году.
В Аремзянский сельский совет входило 4 колхоза:
Эшче (с татарского переводится как Рабочий), на территории юрт, здесь работали местные татары
Колхоз им. Папанина
Красный Партизан
1 мая
В 1930-1940-е годы в составе Нижне-Аремзянского сельского совета функционировали:
Неполная средняя школа (7-летка). Здесь учились русские дети.
Начальная школа в юртах – национальная (татарская). Учились до 4 класса, а с 5-7 класс учились в Иштаманской неполной средней школе.
Изба-читальня
Медицинский пункт
Ликбез
Изба-читальня первоначально была создана в 1920 г. в юртах по инициативе учителя Ф. Файрушатова. Как было указано в положении, изба-читальня являлась «политпросветцентром деревни, в качестве первичной клубной ячейки».
Заведующим был Ф. Файрушатов, председателем совета избы – Атаулла Бакиев, членами совета избы являлись – Якуб Тимканов, Халим Гафуров, Абтулла Бакиев, Мухаметали Тажбулатов
Известные люди – выходцы юрт Аремзянских
Юрты Аремзянские являются родиной такого известного человека, как Тухтасын Сафарович Айтмухаметов, купец, меценат. Стараниями этого уважаемого человека была построена ныне действующая в г. Тобольске соборная мечеть (ул.Пушкина), являлся учредителем общества мусульман-прогрессистов. Трижды Тухтасын Сафарович удостаивался встречи с представителями царской семьи. Первый раз такая честь выпала ему в 1891 гг. во время восточного путешествия цесаревича Николая Александровича, посетившего многие места Евразии, в том числе, Тобольск. Айтмухаметов принимал участие в коронации императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны. Торжества состоялись 14-15 (26-27) мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля; выбирали представителем от татарского населения на торжества, посвященные 300-летию юбилея дома Романовых в Петербурге, состоявшиеся 21-24 февраля 1913 года.
Мухаметбакиев Хизралий Мухаметбакиевич, указной мулла деревни, в конце XIX-начала XX в., один из основателей общества мусульман-прогрессистов в г.Тобольске . Общество функционировало в 1907-1914 годах. Основная цель общества – «улучшение и развитие культурной, правовой и экономической жизни мусульман и распространение современного просвещения в Тобольске и в пределах Тобольского уезда».
Файрушатов Файрушат Рахматуллович — первый учитель советской школы в юртах. Общественный деятель, был организатором школ и изб-читален. В 1930-х годах работал редактором татарской газеты «Урак хэм чукуч» (Серп и молот), позже работал в городе Омске редактором татарской газеты «Сталин юлы» (Путь Сталина).
Автор-составитель
Бакиева Гульсифа Такиюлловна,
уроженка деревни Нижние Аремзяны
кандидат исторических наук
старший научный сотрудник ИПОС ТюмНЦ СО РАН
Федеральный эксперт научно-технической сферы ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ
Автор 130 научных работ, в т.ч. 7 монографий
по истории, этнографии и языку сибирских татар.
0 Комментариев