Намаз на
06 июня 2020
Тюмень
01:46
Фаджр
03:46
Шурук
12:37
Зухр
18:26
Аср
21:28
Магриб
22:58
Иша

Татары без аватаров: Как возникла мода на татарское

-FBSyEJ9-rzLMNwJlfJ_EA-default

ТОЛЬКО ОЧЕНЬ ЛЕНИВЫЙ НЕ УСПЕЛ ЕЩЁ ПОСМЕЯТЬСЯ НАД МЕМАМИ С ЭЧПОЧМАКОМ, чаем и шутливым восхвалением татар. В сети «ВКонтакте» появилось множество групп, где, как на конвейере, штампуют картинки на татарском языке, а дешифровать их пытаются не только носители языка, но, кажется, все девятиклассники в стране (об этом говорится в одном из мемов). Татары, пожалуй, первые в многонациональной России так удачно транслируют национальную идентичность в социальные сети — неагрессивно и ненавязчиво, с должным уровнем самоиронии и таинственности. После пары часов, проведённых в таких пабликах, хочется немедленно купить билеты в Казань или стать татаркой хотя бы наполовину (чего, как говорится в мемах, разумеется, недостаточно).

В Татарстане вообще хорошо чувствуют ценность национального. Взять хотя бы разворачивающийся прямо сейчас конфликт вокруг изучения татарского языка в школах. В сентябре Владимир Путин объявил, что изучение национальных языков не может быть принудительным, с тех пор в Татарстане не утихают споры. Прокуратура Татарстана требует сократить часы татарского, некоторые школы поменяли учебный план прямо посреди года, а несколько тысяч учителей татарского рискуют попасть под сокращение. Зато местные чиновники как минимум на словах пытаются отстоять преподавание татарского языка наравне с русским. В поддержку татарского высказываются родители, поп-звёзды и местная интеллигенция.

Определённая автономия республики – это один из самых экономически развитых регионов России (что важно, со своей нефтью) и исторически сильной местной властью — позволяет промоутировать местную культуру и внутри, и на экспорт. Взять хотя бы программу «Visit Tatarstan» — её рекламные буклеты уже висят во всех московских аэроэкспрессах, а фирменный стиль разрабатывали дизайнеры британской компании INSTID. Запущенная в марте, программа занимается маркетинговыми исследованиями, брендингом местных достопримечательностей и выводом республики на международный рынок туризма. И всё же форпостом моды на татарское стала местная музыкальная среда.

 

TATARKA и андеграунд

Интерес к местной музыке начал расти после вирусного клипа влогерши Иры Смелой (TATARKA) на песню «АЛТЫН», которая написана полностью на татарском языке. После этого клауд-рэперша выпустила ещё несколько работ, в том числе трек на английском с говорящим названием «Pussy Power» и «U can take» (с куплетами на татарском, а припевом — на английском). «U can take» был записан вместе с петербургской группой Little Big — русским ответом Die Antwoord — довольно популярной на Западе из-за смелой и ироничной презентации российских реалий. Фронтмен Little Big Илья Прусикин — муж Иры Смелой — заметно помогает ей с проектом TATARKA. Например, продакшном клипов занимается компания «КЛИККЛАК», которая делает и видео для Little Big. Ну а текст «АЛТЫН» написал Ильяс Гафаров — один из главных героев новой национальной татарской сцены. К проекту TATARKA он относится скорее как к эксперименту, тогда как основной фронт его работ — в Казани.

Гафаров — основатель одного из двух заметных лейблов из Татарстана — Yummy Music. Проект появился в 2012 году и сейчас объединяет подписантов самых разных жанров от панк-рока до рэпа, но главное, что все они поют на национальном языке: лейбл пытается внедрить национальную культуру в мировой музыкальный контекст. «Неважно, на каком языке поют — на татарском, башкирском, якутском или марийском. Язык не помешал скандинавской музыкальной сцене стать такой влиятельной. Стало быть, нет причин полагать, что какая-то культура лишена такой возможности», — считает Адель Садрутдинов, креативный продюсер Yummy Music.

Определённая автономия республики позволяет региону промоутировать местную культуру
и внутри, и на экспорт

Участники Yummy Music по-разному вплетают национальные традиции в свою музыку. Фолк-группа Juna использует все возможные инструменты — от укулеле до флейт, а для вокала — стихи татарских поэтов. Радиф Кашапов, чей последний альбом «Өмет станциясе» (переводится как «Станция надежды») довольно убедительно cочетает постпанк, трип-хоп и этнические инструменты. Обратить внимание стоит и на электронщика Said Olur, который экспериментирует с хаусом и мрачноватым R’n’B. Впрочем, есть и более конвенциональные варианты, вроде Oscar c7c5 — одной из самых известных региональных инди-рок-групп, поп-певицы Зарины Вильдановой (которая стремится исполнять народные и авторские татарские песни в современном ракурсе) и Ильгиза Шайхразиева, органично вписавшего родной язык в жанры соул и R’n’B. Сам Ильяс Гафаров — участник группы Ittifaq, которая явно не ограничивает себя одним направлением и приглашает на совместные выступления самых разных артистов.

В Yummy Music, кажется, всерьёз болеют за родную культуру и хотят полностью поменять представление о татарской музыкальной сцене. Именно поэтому подписанты играют не только на камерных шоу-кейсах, но и, если выходит, на городских мероприятиях. А самому лейблу доверили музыкальную часть фестиваля «Мин татарча сөйләшәм» («Я говорю по-татарски»). В общем, Yummy Music не стремится отсиживаться в андеграунде, а использует все ресурсы для продвижения своей идеи.

Без «татарского вайба»

Впрочем, в Татарстане достаточно новых музыкантов, которые не заигрывают с идентичностью, зато формируют интересное локальное комьюнити. Речь прежде всего о лейбле Get Busy!, который стремится объединить местных электронщиков, дружит со знаковыми российскими артистами, а 17 ноября выступит в московском «Плутоне» со своим шоукейсом «KZN electronic». Локомотив лейбла — дуэт Yung Acid, который стремится смешивать рэп с техно и известный участник лайнапов столичных вечеринок. Среди подписантов Get Busy! также стоит послушать «Винер», Ваню ЛимбаMostapace, да и всех других. От этой музыки вряд ли стоит ждать «татарского вайба», зато можно открыть достойную региональную электронику. Get Busy! регулярно проводят вечеринки в Казани и хотят сделать её полноценным местом силы за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Гайсина признаётся, что переживала из-за того, что в своём самом вирусном треке «представляет татарина в образе маньяка-уголовника»

Ещё одной важной для популяризации татарской культуры стала, конечно, группа «АИГЕЛ» — совместный проект поэтессы Айгель Гайсиной и Ильи Барамии, известного по работе с группой «СБПЧ». Помимо того, что альбом «1190» является действительно важным высказыванием о российской системе правосудия, песня «Көтәм» (в переводе с татарского — «Жду») и хит «Татарин» (с полюбившимся всем клипом) приносит в релиз важный элемент национальной идентичности. Правда Гайсина признаётся, что переживала из-за того, что в своём самом вирусном треке «представляет татарина в образе маньяка-уголовника».

Татарская пресса и силовики

Важное значение имеет и то, что о новой татарской культуре есть кому писать. «Инде» (под руководством писателя и известного журналиста Феликса Сандалова) и «Enter» — качественные медиа, которые внимательно следят за местной музыкой и искусством и так или иначе объединяют молодых жителей республики, которые хотят знать и о традиционной татарской архитектуре, и о новых треках местной группы «******-воробушки», и о привозах зарубежных музыкантов.

Что касается последних, самым важным событием этого года стал музыкальный фестиваль Unsound. Основной базируется в Кракове, но проводит дочерние мероприятия в Восточной Европе и Средней Азии. В 2017 году Россию представляла Казань, а в лайнапе были такие звёзды, как Аиша Деви, Лорел Хейло и Lotic. На казанском Unsound были серьёзные проблемы с техникой, но в любом случае Татарстан впервые принимал такое важное событие для современной музыки, а главное, показал свою. Например, музыкант YancityGurl, который записывал альбомы на знаковых электронных лейблах в Великобритании и Франции, смотрелся вполне логично в списке рядом с Наташей Абель и Никитой Забелиным.

Впрочем, тот же YancityGurl рассказывал в интервью «Инде», что этим летом каждая третья вечеринка в Казани оказывалась под угрозой срыва из-за местных силовиков. Местная электронная сцена рискует столкнуться с проблемами, серьёзно подкосившими московскую клубную культуру, которую весь год сотрясали облавы и ликвидации. В любом случае местные музыканты ещё только растут, а молодая публика пока лишь присматривается к Татарстану. Тем не менее этот рынок может вырасти быстрее, чем мы думаем, — ведь одной постсоветской эстетикой долго жив не будешь.

Источник: www.wonderzine.com

0 Комментариев

Оставить комментарий


This error message is only visible to WordPress admins

Error: No connected account.

Please go to the Instagram Feed settings page to connect an account.

Login

Welcome! Login in to your account

Remember me Lost your password?

Don't have account. Register

Lost Password

Register